PORTAL
Среди игровых журналистов и рядовых геймеров уже давно стало признаком хорошего тона ругать современные игры за вторичность, примитивизм, «отсутствие извилин» и все такое прочее. Порассуждать о «добрых старых временах», когда чуть ли не каждая игра была открытием и навечно отпечатывалась в памяти, особенно любят игроки со стажем – надо же как-то продемонстрировать свой статус аксакала тем, кто и не нюхивал ZX Spectrum, 286-е машины или NES.
Тем не менее в этих обвинениях есть не только желание выделиться, но и большая доля истины. Производство игр сейчас стоит дорого, а потому, чтобы оправдать себя, они должны быть понятны и приятны максимально широкому кругу людей – где уж тут думать о свежих идеях и нестандартном мышлении! Оригинальные решения, по большей части, живут совсем в другом мире – мире крохотных независимых команд, для которых интересные идеи важнее денег. Обычные игроки в этот мир заглядывают редко и почти ничего о нем не знают.
К счастью, в него иногда заглядывают продюсеры больших игровых компаний. И вот когда оригинальные идеи встречаются с большими деньгами и большими возможностями, результат просто поражает. Такого, господа «скептики», вы ни на каком NES’е не видели и не могли увидеть.
Маленькая гениальная игра
Что человеку нужно для счастья? Босая женщина вполне приятной наружности (одна штука), оранжевый и синий порталы (по одной шутке), познавший дзен искусственный разум со своеобразным чувством юмора (одна штука), платформы, турели, бассейны с подозрительной жидкостью, большие напольные кнопки, ящики и еще куча всякой техногенной всячины (много). И непременно чтобы техногенная всячина была сложена в причудливые комнаты, из которых, на первый взгляд, совершенно невозможно выбраться, – но только на первый.
Именно так: головоломки в Portal подобраны таким образом, чтобы лишь казаться неразрешимыми. На самом деле, как только проникаешься логикой использования «портальной пушки», все они решаются «с лету». Дырка здесь, дырка там, прыжок – и вот уже очередное «непреодолимое препятствие» позади. Прыжки, конечно, не единственное, что можно делать через порталы. Еще дозволяется пропускать чужие выстрелы и сгустки энергии, бросать предметы, всячески измываться над милыми беспомощными турелями и даже ставить новые порталы, наполовину высунувшись из старых. Все это создает приятнейшее ощущение всемогущества и невероятной мощи собственного интеллекта (обманчивое, конечно, но это тот случай, когда «сам обманываться рад»).
Этим Portal очень похож на Half-Life 2 (не зря, не зря они идут в одном комплекте!). И здесь и там перед игроком встают все новые и новые препятствия, а он проходит сквозь них, как нож сквозь масло, получая огромное удовольствие не только самого игрового процесса, но и от его высокого темпа.
Разница лишь в том, что Half-Life 2 за один подход вряд ли можно осилить, а вот Portal вполне реально проглотить за 4,5-5 часов. Потом, «на десерт», можно будет попробовать уровни с ограничением времени или с усложненными заданиями, но основная сюжетная линия как-то сама собой проходится сразу и на одном дыхании.
Дьявол из машины
Даже если бы разработчики ограничились новаторским геймплеем, игра заслуживала бы самой высокой оценки, однако Valve не была бы собой, не доведи она до совершенства и сюжетный аспект. История противостояния человека и машины не балует пространными описаниями и развесистыми диалогами. Не ждите «Войны и мира», здесь все подчинено духу минимализма. Искусственный интеллект GlaDOS (Genetic Lifeform and Disk Operating System) разговаривает мало, но он смачно, делая каждую фразу золотом – при том что абсолютно никаких человеческих интонаций в механическом голосе нет (а вот НЕчеловеческие – очень даже есть). Кстати, как показала русская озвучка, сыграть такое тоже трудно и не всем дано – так что проникаешься еще большим уважением к Эллен МакЛейн, озвучившей к тому же не только GlaDOS, но и диспетчера Комбайнов в Half-Life 2, и диктора в Team
Fortress 2.
Возможно, не всем образ GlaDOS придется по душе: люди разные, каждый имеет свое представление о прекрасном, забавном и смешном, – но если уж он понравится, то это будет любовь до гроба. Особо хочется отметить финальную песню Still Alive в исполнении зловещей кибермашины – ее сразу хочется разобрать на рингтоны. А вот, собственно, и песня
http://www.zaycev.net/download.php?ass=Jonathan Coulton_-_Still Alive (Portal).mp3&id=171414
Поистине выдающаяся игра, отмеченная при этом печатью качества Valve. Разве что графика вызывает некоторые нарекания. Она, разумеется, симпатична и аккуратна, но на дворе уже 2007 год и хотелось бы видеть нечто более впечатляющее. Впрочем, игра позиционируется скорее как казуальный пазл, а не 3D-шутер, а у целевой аудитории таких продуктов обычно не очень мощные машины.
Однако хочется надеяться, что «портальную пушку» внедрят в Episode 3 и ее можно будет использовать наравне с заслуженно любимой народом гравипушкой не только в решении головоломок, но и в боевых действиях. Энтузиасты с сайта primotechnology.com уже показали, что и в прошлых играх на движке Source (в том числе и в оригинальной Half-Life 2) с портальной пушкой удается творить разнообразные чудеса. Но в старых играх окружение не было «заточено» под такой геймплей, так что счастье будет неполным. А вот если авторы Portal приложат руку к дизайну уровней Episode 3, то вполне может получиться нечто невероятное.
___
©pc-игры
Отредактировано MasterP (2007-11-02 18:15:47)